воскресенье, 14 октября 2018 г.

История первоклашки в одной фотографии


Еще перед 1 сентября  у меня была задумка рассказать о фотографии, которую я случайно нашла в своих домашних архивах.

В одном из чатов, где я есть, зашел разговор о том, помним ли мы о своих первых учителях. Коллеги с удовольствием и теплотой делились воспоминаниями о своих первых школьных мамах.

 А я, к сожалению, не могла назвать фамилию своего первого учителя. Не потому что не помню, а потому что его у нас … не было.


Еще на перекличке нам, взволнованным первоклас-сникам, сказали, что в наш класс еще не назначен учитель, и у нас пока будет временная тетя. Это, кстати, и определило дальнейшую судьбу нашего класса. За первые полгода этих теть у нас перебывало несколько. Я даже не помню, как их и звали. А закончили мы начальную школу  с Найденовой Марией Никоновной.

Спустя почти три десятка лет, точно так же как и у меня, у дочки не было первого учителя. Она пошла учиться в ту же школу, в которой когда-то училась я и еще два поколений моей семьи.


 Но, впрочем, я все-таки вернусь к фотографии и тем воспоминаниям, которые связаны с ней.


Этой фотографии 45 лет. Здесь я – неуклюжая первоклашка. Мама меня сфотографировала в нашем дворе перед тем, как пойти в школу на первый в моей жизни урок.


Тот день, 1 сентября 1973 года, был холодным и дождливым. Самое интересное - дождик 1 сентября сопровождал меня в течение 33 лет с того момента, как только я переступила порог школы в качестве педагога.


Первые недели обучения в школе давались мне нелегко, как и моим одноклассникам. У нас не получалось писать красиво и ровно. Помню, как я плакала навзрыд, когда вместо красивой и изящной буквы К у меня получался какой-то крокодил, буквы Ж, Ш и Щ расползались на пол строчки и никак не хотели быть узкими и стройными.

Сколько ж прописей мы испортили, пока не научились красиво писать.


Я обожала чтение, научилась читать сразу и бегло, это в дальнейшем стало моим спасением. Болела я часто и тяжело, поэтому, чтобы отвлечься от постоянной боли, я забиралась в какой-нибудь укромный уголок и читала. Книжные герои становились моими товарищами и помощниками.


 Сейчас, чаще всего, когда мучают сильные боли, открываю комп и брожу по сайтам,  или читаю свои любимые книги на страницах электронных библиотек.

  
В старших классах я сразу и бесповоротно влюбилась в географию, историю, литературу. У меня были классные преподаватели по этим предметам. 

Томышева А.Н.
  

Серикова Г.В.

























К сожалению, кто-то из них уже ушел из жизни, светлой  памяти я преклоняю голову перед их талантом. 

И желаю здравия на долгие годы всем, кто сейчас находится на заслуженном отдыхе.


 Первые впечатления от первых уроков были потрясающими! Особенно понравились парты. Кто учился в советское время, те помнят, что это были за парты – тяжелые, громоздкие, скамейка с наклоненной поверхностью за которой сидело 2 человека, обычно мальчик и девочка. 

В нашем классе за такую парту умещалось даже 3 человека, класс был большой, 42 ученика. Как потом выяснилось – в наш класс потолкали всех, кто не подошел по требованиям других учителей начальных классов. У "ашек", в основном, были родители из элиты города, естественно, детки были куда богаче одеты и куда воспитаннее, чем мы, "бэшки". У "вешек" родители были разные, но все-таки больше было представителей интеллигенции.

А у нас родители  были простыми рабочими, техничками, дворниками. Конечно, и одеты мы были куда беднее, и мальчишки, да и девчонки, не отличались светским воспитанием. Дрались на переменах до первой крови, носились по этажам во время перемен, безобразничали, за что постоянно получали подзатыльники от родителей.

Всем классом, это  уже в более старшем возрасте, могли собраться и уйти с уроков, даже наши отличники и стукачи присоединялись к такому виду протеста, потому что у "ашек" и "вешек" в расписании перед новогодним вечером в актовом зале школы стояло 2-3 урока, а нам почему-то ставили 5-6 уроков. 

Мы считали это несправедливым и потихоньку линяли из школы. Потом нам за это здорово попадало. Хочу сказать, что я была очень тихой и застенчивой девочкой, уж так воспитали родители. Но я точно так же со всеми сбегала с уроков, получала колы и двойки за не выученные уроки. 

За все время обучения в школе у меня было всего четыре кола, и мама по этому поводу мне говорила, что четыре  столба для огорода уже есть, осталось только колья собрать, только очень постараться надо. Было стыдно, поэтому я старалась хорошо учиться.  


 Сейчас дома тепло и уютно и на улице пока тепло, хотя уже почти середина  октября. Я забралась на диван, покрыла ноги пледом и открыла свои детские фотографии. Какое же тепло и доброта идет от них.


 Время очень быстро пролетело, особенно это заметно сейчас, когда я перешагнула порог зрелости. На днях я перелистнула очередной листок календаря моей жизни. 

Понимаю, что так устроена жизнь: на смену одному поколению приходит другое, более продвинутое. Мне их жаль. Нет у них той романтики и свободы, которые были у нас.

А мне периодически очень хочется вернуться в то время моего счастливого детства, чтобы еще пережить те минуты счастья. Жаль, что нет такой возможности.


 А, может, это и к лучшему. Пусть все есть, как есть. А воспоминания пусть будут золотым лучиком теплого солнышка, который медленно и плавно скользит по страничкам календаря моей жизни




16 комментариев:

  1. Замечательно, когда есть такие воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Такие воспоминания во многом помогают жить в наше неспокойное время. В минуты отчаяния, а их у меня ой, как много, откроешь свой детский альбом, полистаешь странники и легче становится на душе.

      Удалить
  2. Здорово описала, Светочка! Так тепло, душевно, правдиво....Вспомнились свои парты, учителя, 42 человека в классе....Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана, выше всяких похвал!
    Интересно написано, красиво оформлено.
    Благодарю за напоминание о том счастливом времени!
    Светлана! Вы пробудили и мои детские воспоминания.
    Фотографий у меня нет, а вот Зою Георгиевну
    (единственную первую учительницу мою) помню!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте,Светлана!Рада знакомству!Мы с вами коллеги.Я проработала 30 лет в школе учителем в начальных классах и сейчас нахожусь на пенсии.

    Огорчилась, что у вас не было первого учителя.И тем не менее, чувствуется в вашей статье тёплое отношение к школе и к учителям, которые вас учили.

    Понравилась ваша фотография, где вы - первоклассница. Трогательное фото...
    Я помню свою первую учительницу - Раису Михайловну Касьянову. Она была добрая и в то же время строгая к нам. Помню, что у меня была такая же форма и белый фартук, такой же портфель и сидела я в классе за такой партой, как у вас на фото. Навеяли вы на меня воспоминания о своих школьных годах...

    Спасибо вам за искреннюю статью, за свою любовь к школе и учителям!
    С уважением к вам, Валентина Крошечкина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света,своей статьей ты навеяла школьные воспоминания.Я тоже вспомнила свою первую учительницу,звали ее Антонина Андреевна. Я тоже носила такую же форму и сидела за такой же партой. Но я была неусидчивой девочкой и часто стояла в углу,получала замечания в дневнике и много нехороших отметок. Каждый год маме я давала обещания, и до 5 класса я уже практически исправилась. Превратилась в застенчивую девочку. стихи из меня лились как из рога изобилия.и я читала их в туалете одноклассникам. Честно воспоминания о школе не очень хорошие. Да бог с ними. Хотя тоже хотела стать учительницей,значит что-то нравилось. Очень приятно читать твое воспоминание: оно теплое и приятное.От него повеяло счастливым детством. Дай бог,чтобы такие воспоминания согревали почаще тебе душу. Удачи тебе и счастье близким!!!

      Удалить
  5. Наверняка у каждого найдется коробочка, альбом или шкатулка с такими фотографиями. У меня она тоже есть. Спасибо за вашу смелость и желание поделится своими сокровищами.

    ОтветитьУдалить
  6. Какое нежное воспоминание о школе! И моя жизнь вспомнилась! СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  7. Памятный год, я в 1973 году на первый курс пошла учиться...

    ОтветитьУдалить
  8. Светлана, прочитала Ваш рассказ и комментарии на него. Очень интересные рассказы. Вот и я вспомнила свою первую учительницу Трофименко Людмилу Васильевну. В первый класс я пошла в 1961 году и мы у нее были первым классом в ее рабочей деятельности. Проучила она нас четыре года. Учитель для нас был пре выше всего. Мы ее очень любили. Перед уроками ходили ее встречать. Долго она пересекалась в моей жизни. Последний раз я случайно ее встретила на рынке лет 6 назад. Она не забыла моего имени и имен всего нашего класса. Долго мы с ней говорили и вспоминали наше прошлое. Таких бы учителей было бы побольше.

    ОтветитьУдалить
  9. Очень тёплые воспоминания. Всё очень похоже из моего детства. Сейчас все, кто родом из Советского Союза, считают, что нас учили и воспитывали правильно.Поэтому у нас и воспоминания приятные.
    Я тоже очень много проработала в школе. Только третий год не работаю, ученики встречают меня, не могут понять,что я так долго отдыхаю и не прихожу на работу.
    Дети привыкают к учителям. Это наша общая жизнь. В школах каждый год устраивают встречи с выпускниками И тогда в класс приходят по 2, 3 выпускных класса, и начинается выяснение, какой выпускной класс я люблю больше.
    Вообщем, не смотря на возраст, мы всегда остаёмся детьми.
    Ваши воспоминания, Светлана, очень приятны, и они говорят о том, какой Вы светлый человек.
    Желаю Вам крепкого здоровья, счастья, успешной плодотворной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  10. Ирина Гришонкова15 октября 2018 г. в 21:04

    Светочка, спасибо за прекрасные воспоминания о школьных годах.

    ОтветитьУдалить
  11. Светлана, какие волнительные воспоминания!
    Я тоже часто (и чем старше становлюсь, тем чаще вспоминаю те далёкие счастливые времена) возвращаюсь в прошлые годы. И почему-то вспоминаются больше добрые и хорошие моменты из той жизни. Спасибо Вам за Ваш рассказ.

    ОтветитьУдалить
  12. Светлана, какой чудесный стиль написания! Я улетела в свое детство, все очень зримо и похоже. В год 1973 у меня родился сын и я училась на заочном в педучилище. Учителей вспоминаю с благодарностью и восхищением. Сама попробовала вкус этого хлеба и знаю, как не просто стать любимой и незабываемой учениками. Спасибо за проникновенную статью.

    ОтветитьУдалить
  13. БЛАГОДАРЮ ЗА ВОСПОМИНАНИЯ О ШКОЛЕ.У меня были замечательные учителя в школе.Многих уже нет в живых. Но память о них жива.

    ОтветитьУдалить
  14. Светлана , читала с улыбкой , все так выстроилось перед глазами ... прошла я вместе с тобой школьные приключения.
    Вспомнила как училась читать и писать.
    как сидела на самой дальней парте , тоже по три человека учителю было сложно нас всех узнать и подружиться.
    Потом меня перевезли в другой город и другую школу , там уже научилась всему.
    Хорошая пора - детство .
    Благодарю за твою работу , всколыхнула меня!!

    ОтветитьУдалить