Мой город


Мой город

Глава 1. Истоки 


    История Юрги – это события далекие и недавние, трагические и героические, будничные и праздничные. 

    Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 января 1949 года рабочий поселок Юрга был преобразован в город районного подчинения. 

    В 1953 году Юрга отнесена к разряду городов областного подчинения. Расположен город у самых ворот Кемеровской области, на её главной водной магистрали – реке Томь.

      Но образование первого поселка на месте существующего города относится к концу 17 века – это было небольшое русское селение Усть-­Искитим.

  В 1734 году академический отряд Второй Камчатской экспедиции
Российской Академии наук, возглавляемый знаменитым профессором Г. Ф. Миллером, совершил сухопутный переход из Кузнецка в Томск вдоль Томи.

        Вторая часть отряда, в которой находился студент С. П. Крашенинников, выросший за годы работы в экспедиции в блестящего ученого, воспользовалась водным путем и спустилась вниз по Томи. 

        Во время этого плавания Крашенинников вел скрупулезную запись всех замеченных им по обоим берегам реки населенных пунктов. Итог его работы – «Реестр по деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска с указанием поверстного расстояния между ними». 

     Проплывая мимо тех мест, где река делает резкий поворот на север и где через 200 с лишним лет поднимется современная Юрга, С. П. Крашенинников записал следующее:
«Микольская речка на правой стороне, от Попиной деревни в 5 верстах, Искитимская деревня на левой стороне, от Микольской речки в 5 верстах. Под ней Искитим речка в Томь впала. Поломошна деревня на правой сотроне, от Искитимской в 4 верстах. Под ней Поломошна речка в Томь впала. Юрга речка на левой стороне, от Поломошной деревни в 1 версте. Тала деревня на той же стороне, от Юрги речки в 4 верстах».

    Перед нами первый исторический документ, содержащий прямое упоминание о Юрге. Пока еще только о речке Юрге, но именно с этих пор слово «Юрга» появляется в письменных источниках и литературе по истории Сибири. Откуда же произошло название города – Юрга?

     Версии разные. Известный исследователь Сибири Дульзон считал, что древние обитатели Сибири – селькупы дали название реке. Перевести его можно как «жирная река». 

     Почему «жирная»? Предполагалось, что ранней весной долина реки сплошь покрывалась бледно­желтыми цветками лютика, и издалека казалось, что течет речка, покрытая блестками жира. В других источниках Юрга переводится, как «иноходец». Татары же считают, что Юрга происходит от их слова, которое в переводе означает «мелкая рысь лошади»…

      Но наиболее убедительной современным исследователям представляется версия, что слово Юрга – тюркского происхождения и означает оно «быстрая речка». И это название вполне отображает внутреннюю суть. Кому не известно, что по весне или в период дождей Юргинка бежит «говорливо и бойко».
 
   Считается, что населенный пункт Юрга возник в 1886 году, но есть сведения, что строительство первых домов Старой Юрги можно ориентировочно отнести к 1875-­1876 годам. Выселки появились на земельных участках, разработанных под пашню на плодородных берегах речки Юрга жителями села Поломошное. 
    
   Село Поломошное к тому времени уже более ста лет слыло зажиточным и многолюдным. Первыми поставили свои дома на выселках «Юрга» братья Александр и Григорий Березовские. По именным спискам 1901 года в выселках «Юрга» Поломошнинского сельского общества насчитывалось около 40 человек.

    Юрга как город в 2013 году отметит 64 год со дня образования, но как поселение она значительно старше. 

И как знать, может оставаться бы Юрге обычным селом, каких много вокруг, если бы 117 лет назад не произошло знаменательное событие: рядом с Юргой прошла железная дорога – Транссибирская магистраль. Это и определило дальнейшую судьбу Юрги. Воспоминания об этих далеких днях также хранятся в городском краеведческом музее. Есть здесь уникальный экспонат – рельс, изготовленный на знаменитых демидовских заводах в Нижнем Тагиле в 1896 году. Да ­да, в том самом, когда прошла через Юргу Транссибирская магистраль. Подтверждение тому – клейма на рельсе.
  Второй замечательный экспонат – «Всемирный атлас», выпущенный издательством Адольфа Маркса в 1904 году. И если открыть его на странице, озаглавленной «Западная Сибирь и Среднеазиатские владения России», то можно увидеть, как красной нитью пролегла по нашей земле Транссибирская магистраль, которую современники назвали Великой. Между станциями Новониколаевск (ныне Новосибирск) и Тайга видим станции Литвиново, Тутальская.

     Станции Юрга на этой карте еще нет, но то, что она уже строилась, подтверждает другой документ. Из Центрального государственного исторического архива СССР, расположенного в Ленинграде, в 1968 году в наш музей был прислан «План расположения путей и зданий на разъезде Юрга, 1478 верста». Утвержден этот план начальником Сибирской железной дороги в 1902 году. На плане видим, что разъезд Юрга состоит из 4-­х путей: 1-­й – главный, 2-­й – пассажирский, 3-­й – разъездной и 4-­й – воинский. Рядом с пассажирским путем находится пассажирское здание.
 
  В 1906 году станция была открыта, и Юрга стала железнодорожным посёлком. Нужно добавить, что на участке пути от Златоуста до Красноярска проектные и изыскательские работы вел знаменитый русский инженер и известный писатель Николай Георгиевич Гарин-­Михайловский

     Во время строительства дороги он жил в селе Талая и оставил любопытные заметки о быте крестьян из окрестных сел. Проектировал и рассчитывал он и водонапорную башню на станции Таскаево.

    Хотя первоначально магистраль была однопутной, т. е. поезда могли двигаться в одну сторону, а разъезжались на станциях и разъездах, но уже тогда было предусмотрено строительство второго пути. 

  Талантливые русские инженеры предусмотрели развитие дороги на десятки лет вперед. Уже в 1910 году был произведен расчет строительства железнодорожного моста через реку Томь для 2-­го пути, хотя осуществить его удалось лишь много лет спустя.

  Какие же локомотивы возили груз по железным дорогам в те времена? Паровозы серии «О», ласково прозванные железнодорожниками «овечка», паровозы серий «С», «У», «Э». 

  Мощные, надежные, неприхотливые, спроектированные русскими инженерами, они десятки лет трудились на железных дорогах и окончательно ушли на покой в конце 60-­х годов 20-­го века.

 Глава 2. Вставай, страна огромная!



  Мой город появился в суровые военные годы. Это небольшой и уютный город со своей историей и своими проблемами. 
  
  Сегодня в городе Юрге десятки промышленных предприятий. Есть среди них и довольно крупные, а все же право считаться первым принадлежит Юргинскому машиностроительному заводу. 
   
     Именно машиностроительный завод в свое время сделал Юргу городом, подарил многим молодым людям минуты счастья и любви.
   
  Как у людей, так и у предприятий есть своя биография и своя история. Не исключением из этого правила стал и наш машиностроительный завод. 

  Приведу лишь несколько строчек из потрясающей судьбы нашего Юргинского машиностроительного завода, завода, который во всех документах того времени обозначался как «завод Т». А все начиналось так.
  
 Первый этап развития Юргинского машиностроительного завода охватил
предвоенные и военные годы. 
    
    Согласно третьему пятилетнему плану (1938 -1942гг.) в восточных районах страны создавались предприятия — дублеры машиностроительного,нефтеперерабатывающего и химического направления, чтобы устранить перебои в снабжении некоторыми промышленными продуктами с уникальных предприятий.
          
   22 октября 1939 года принято Постановление Государственного комитета.
При Совете народных комиссаров СССР о
строительстве в Новосибирской области машиностроительного завода. 

   История завода начиналась с выбора площадки под строительство, их было предложено несколько. 
   
  Созданная наркомом комиссия под председательством Василия Васильевича Добрякова, выбрала именно Юргу, так как на территории района были ранее установлены месторождения строительного песка и гравия, а также наличие железнодорожного пути, реки, поселка и близлежащих деревень, где можно найти кадры для будущего завода.
     
  Для строительства завода нужна была материально-техническая база. Её еще предстояло создать.
  
  В 1940 году в Юрге работало одно единственное  промышленное предприятие – крупозавод. Его база представляла собой десяток ветхих станков. Она и послужила фундаментом для будущего завода. 

     До 1941 года строительство шло медленно. Война внесла свои коррективы. С июля по ноябрь 1941 года в Сибирь прибыли 322 промышленных предприятия.
   
   15 августа 1941 года на станцию Юрга прибыл  первый эшелон с эвакуированным оборудование  из Ленинграда. 8 декабря 1941 года прибыл эшелон с эвакуированным оборудованием, рабочими и инженерно-техническими работниками с Новокраматорского машзавода. 
  
  Прибывшее оборудование с «Большевика» г. Ленинграда и из Краматорска и послужило материальной основой закладки завода.

  Так начиналась славная история промышленного гиганта. И ковали эту историю простые крестьянские мальчишки и девчонки, которым было в то время по 16-17 лет. 

   Собранные со всех уголков Западной части Советского Союза, они, испытав на себе тяготы военного лихолетья, построили завод, а вместе с ним и мой родной город. Подростки заменили ушедших на фронт, и с доблестью выстояли, выжили, стали живыми легендами моего времени.
  
  Следующие странички посвящены им, молодым и прекрасным жителям Юрги 40-х-50-х годов.
.
   А начну я эту страничку моей повести с Гимна Юргинского машиностроительного завода, который появился в дни празднования 60-летнего юбилея в 2003 году. Музыка написана Л. Большаниным, слова Б. Бурмистрова

У нас одна история с тобой,
Сибирская притомская земля.
Одной с тобой мы связаны судьбой,
Мой город,  мой завод, моя семья,
Станочник, инженер и сталевар —
Главней профессий не найдешь в Юрге
И в этом есть, наверно, Божий дар-
Творить во имя жизни на земле.

    17-летними девчонками в составе отряда молодых рабочих прибыли на станцию Юрга Сыч Клавдия Ивановна и Разумовская Антонина Андреевна. 

  18 суток тащился состав по великой матушке-России, 18 суток – путь в неизвестность, чтобы как-то скоротать время в пути – сочинили песню и всю дорогу ее пели:


Эх, война, проклятая война,
Сколько горя ты нам принесла,
Школу ФЗО открыла,
И Юргой нас наградила,
Эх, зачем нас мама родила!

Вспоминает Сыч Клавдия Ивановна.


Осенью 1941 года нас, девчонок, повез- 
ли в Унтервальский район, в немецкие села, немцев уже переселили в Сибирь, остались дома, где нас и поселили.
     До холодов мы работали в колхозе и ждали, когда нас увезут назад, домой, но за нами не приезжали. 
     
   И тогда мы решили пешком по снегу, по грязи, идти домой. Шли почти весь день. Мокрые, грязные, голодные мы остановились у одной бабушки. 
       
       Она нас обсушила, накормила, а утром мы двинулись дальше. Но нерадостное было возвращение домой. 
      Уже стали приходить поезда с раненными, отводились на отдых войска. Молоденькие мальчишки набивались в дом, человек по 10-12, располагались на полу, рядом с железной печкой, которая топилась углем. Так каждые три дня: одни приходили, другие уходили. Так нам их было жало. 
       А в 1942 году объявили мобилизацию, мне тогда было всего 16 лет. Собрали нас молодых, смотреть страшно, дети, кое-как одеты, у кого за плечами котомки с сухарями, у кого-то узелок. 
    Отправили нас в Энгельс, там формировали ФЗО, а оттуда в Новосибирск, тогда еще не было  Кемеровской области. 18 суток ехали в товарнике. 
   Спали на соломе. Зароемся туда, как поросята, холодно уже было, кормили только на больших станциях, маленькие – то проезжали. 
     Вот привезли нас в Новосибирск, а оттуда сюда, в Юргу. Приехали ночью, холод жуткий. А мы-то, почти раздетые, обовшивели все, нас ветром сдувало. 
   

     В первое время мы с мастерами ходили в цеха, знакомились с работой. Люди, как  жуки  копались, торопились  побыстрее   продукцию   выпускать. 

   А в 1943 году и пушки были готовы к выпуску. Работали по 12 часов. В этом же году нам построили общежитие. «Отряд молодых рабочих»- так нас величали. Была у нас воспитательница – тетя Саша, так многие ее называли. Ларек работал, там хлеб мы покупали (пайку свою 700 грамм). 

 А хлебушек- то, какой он был?! Не поймешь из чего! Мы его общипывали и съедали за один заход.

Рассказывает Ефимова Елена Андреевна (запись воспоминаний сделана за 2 месяца до смерти):

   В семье нас было четверо. Самая старшая - я, мне в 1942 году исполнилось 17 лет. Отца уже забрали на фронт, а нас эвакуировали в Саратовскую область, в город Калинин, теперь он называется Тверь.

   Что успели взять с собой? Мама хорошо шила. Была у нас машинка швейная. Так мама ее с собой взяла. Мы в эту машинку вцепились. 

     А на переправе что творилось! Немец бомбил страшно. Разгонят его, а он опять снова утюжит. Грузили нас быстро, чтобы успеть, пока нет самолетов. А если не успевали, то отправляли вниз по Волге. 
    
    Стон, плач. Дети уже на барже, родители еще на берегу, а он – с неба. Никогда не забуду! Плыли по Волге  сквозь бомбежку.

   Приехали мы на станцию Мокроус, это там, где была Немецкая Поволжская республика. Немцев уже куда-то на восток отправили.   
    
  Дома большие, туда нас поселили. Я пошла работать трактористкой, а мама поварихой. А через 2 месяца пришла мне повестка, девчат и мальчишек по деревням собирали, чтобы ФЗО открыть. 

     Собрали нас в Энгельсе, там сборный пункт был, а потом уже сюда отправили. Ехали долго, холодно уже было. 
   
  Приехали в Юргу ночью. Нас выгрузили, построили строем, и повели в столовую. Накормили нас и - в бараки… Тогда всего два барака было. Зашли, а там только нары двухэтажные.

   Что носили? Да фуфайки, все  промасленные, затвердевшие, вот наша одежда. Менялись с девчонками, у кого что было.
      
    Как жилось в барах? Страшно! Столько крыс было! Мы с девочками дежурили. Боялись, что загрызут. На ночь ставили таз с шелухой от семечек. Ляжем, свет задуем, а они изо всех щелей, визжат, грызутся. А мы деревянными тапочками  - в них. Разбегутся, а мы свет не выключаем, боимся.

    Через 6 месяцев я стала слесарем, начала работать в 23 цехе. Мы выпускали морские пушки. Ох, и громадными они были! Работали по 16-18 часов. 
   А паек получали – 700 грамм. Мы с подружкой засунем его за пазуху, щиплем его, пока за работой. Глядь, а его уже нет. Удивляешься: где же, неужели съели?! 

      А иногда съедим норму за месяц, да еще несколько дней захватим следующих. А потом голодные ходим. Дадут нам иногда талоны в столовую, мы там наедимся, да каша-то была, одна труха, наедимся ее, вроде сытые. А чуть… и опять есть хочется. 
    
     Страшное время было. Да и сейчас не лучше. Дай Бог, чтобы вы никогда не испытывали того, что испытали мы.


16- летним мальчишкой в составе отряда молодых рабочих на станцию Юрга прибыл Жиздюк Петр Дмитриевич. Вот что он рассказал: 



Мне было 16 лет. Когда меня вызвали в сельсовет и вручили повестку в школу ФЗО. Собрали нас, мальчишек и повезли в город Энгельс, где собирали таких же. Через несколько дней нас загрузили в теплушки  и отправили на восток. 

Выехали мы 22 октября, а приехали 12 ноября. Снег – по колено! Ночь. Нас построили и повели  месту жительства. 

На 5-ом участке было всего 2 барака, называлось это место «Старый СИБлаг», говорят, что до нас здесь жили заключенные.   

Разместили нас на двухъярусных нарах. В бараке стояла бочка, вода там была, умывались, тут же печка. Топили, чем придется, но холодно было. Спали не раздеваясь. 

Была у нас комендантом тетя Саша, говорили, что ее муж  вместе с Калининым на станке токарном работал. 

Жили мы дружно. Друг с другом не враждовали. Работали по 18 часов, иногда ночевали на рабочем месте. 

Вот радости – то было когда нам премию вручили - патефоном Мы его в Красный уголок поставили, это в клубе «Темп», там танцевали. А когда патефона не было, танцевали под гармошку, потом, позже появился баян. 

Мы друг друга знали в лицо. Вечером гуляли парами по улице Ленинградская, это летом, а зимой в клубе собирались. 

19 марта 1943 года нас пустили на завод. 4 месяца мы обучались на территории завода, но в цеха нас не пускали. 

Это уже когда мы более-менее научились в руках инструмент держать, тогда нас туда отправили. 

Выпускали мы тогда береговые пушки - Б2ЛМТ, это была первая продукция, позже стали выпускать пушки на танк Т-34. 

В цехе висела карта, где мы отмечали флажками продвижение наших войск. Вот так мы работали и жили.


«Здравствуй мать! Прими привет от дочки. Пишет дочь тебе издалека. Я жива, но жизнь моя разбита, одинока, нищенски, грустна» Эти строчки были написаны в те далекие годы. Их автору сегодня почти восемьдесят. Баранова Антонина Степановна в ту далекую пору была лишь ученицей 6-го класса.

Вот что она вспоминает:

В 1941 году из нашего района вывезли всех немцев, а нас, учеников, отправили работать в эти села. 

 Когда мы туда приехали, то увидели жуткую картину: коровы ревут, их не доили уже неделю, собаки воют, есть хотят. 

Нам трем девушкам, дали доить по 20 коров, а они не даются и по-русски ничего не понимают. 

  Наревелись мы вдоволь, кое- как их раздоили. А руки после этого гудели, страсть! 

 Потом потихоньку приноровились, привыкли. В 1942 году нас увезли в Сибирь. 

 На станции стоял крик,… родители плакали, а мы криком кричали, да куда ж убежишь, знали, что и наказать за это могут. 

   Собрали нас в Энгельсе, а сюда в Сибирь, через дом ехали. Родители несколько дней ждали этого поезда. 

  Поезд стоял всего несколько минут, а потом двинулся дальше. 

 Здесь, в Юрге, отмечали моё 16-летие. Четыре месяца мы учились, а потом в 21 цех пошли. Все делали молотком, по специальности я техник-ремонтник. 

 Работали поскольку ноги выстаивали. Начали строить 22 цех, яму под фундамент копали, холодно, костер разведем, погреемся и дальше...

  Письма домой писали, ревом ревели. Подружки задумали домой убежать, мы их прятали, а потом ночью посадили их на станции Юрга на поезд, чтобы их никто не видел. 

До дома они доехали, а там их уже взяли и судили, дали пять лет за дезертирство.


7 комментариев:

  1. Сколько перенёс наш многострадальный народ... Пусть всё сложится хорошо у нас и у нашей любимой страны.
    Спасибо вам, Светлана за очерк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у сибири так произойдём от неба если сосать всех зоставим сук

      Удалить
  2. Живые свидетельства тех тяжелых для всех лет. Читала и вспоминала свою маму. Такую же молоденькую девушку. Ее рассказы о войне. Пусть нашим детям и внукам не придется такое пережить.

    ОтветитьУдалить
  3. И как важно всё это сохранить!

    ОтветитьУдалить
  4. Да... Сколько их, судеб, опаленных войной! Как важно, чтобы память об этом жила и в наших потомках!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Светлана за Ваш исторический очерк. Я это знаю не по наслышке- мой отец поволжский немец и мою бабушку, которая ни слова не говорила по русски , с 9детьми в теплушке отправили в Барабинскую степь(Омская обл) в 1941году . А папу - в кемеровскую обл.таштагольский р-н,пос . Сензас на заготовку леса, ему было16лет!!! Дай бог чтобы наши дети этого не испытали. Однако обидно что им это не интересно....

      Удалить
  5. Как много похожих судеб, которые пострадали в те далёкие сложные годы.Хотя жили в разных концах нашей огромнейшей страны.

    ОтветитьУдалить