понедельник, 27 мая 2019 г.

В ритме Последнего звонка


Случайно 23 мая попала на праздник Последнего звонка в одной из школ города. Было грустно от увиденного и услышанного.


Как из-под палки дети стишки почитали, которым уже лет 40, как не более, песенки попели. Под счет раз-два-три всей толпой переступили Черту зрелости. Очень удивило, что не зачитывают приказ о допуске к ЕГЭ.


 Коллеги-учителя забились в угол и их, практически, не было видно.  Хотя сказать надо, погода, как всегда, была пасмурной, периодически накрапывал дождь.

  
Вспоминаю свой Последний звонок. В тот день тоже было прохладно, с утра лил дождь, поэтому линейку проводили в спортивном зале. Мы были первыми выпускниками новой школы. Вернее, школа с таким же номером работала в нашем городе в военные и послевоенные годы. И когда в 1981 году построили новое здание  школы в новом строящемся микрорайоне, было принято решение присвоить ей № 6 в память о той, старой школе, которая не один год давала знания ученикам военного и послевоенного лихолетья.


И спустя 2 года наш 10 класс был единственным выпускным. Какое же было у нас волнение! Мы вступали в другую жизнь и это мы прекрасно понимали.


В тот день, 25 мая 1983 года, в ожидании линейки мы тихонько бродили по школьным этажам, общались со своими любимыми педагогами, завязывали и перевязывали друг другу белые банты.

  
И вот этот час настал! Нас парами выстроили перед входом в спортивный зал и, затаив дыхание, мы все дружно сделали шаг во взрослую жизнь. Были поздравления, наши ответные слова благодарности родителям и учителям, которые стойко вместе с нами прошли все эти 10 лет наших взлетов и падений, а вот нынешние выпускники даже не озаботились благодарностью самым дорогим людям. Может, так и надо? Может, это так называемый "креатив"? Не понимаю я что-то современной жизни. 

А затем в звенящей тишине зачитали имена, кто был допущен до выпускных экзаменов. 

Непривычно было слышать Ольга Ивановна, Светлана Александровна. Игорь Владимирович... Нас, как взрослых, называли по имени - отчеству. И мы гордые и немножечко смущенные переступали растянутую по полу красную ленту -  Черту зрелости.

Спустя несколько дней начались выпускные экзамены. Первым мы писали сочинения. Темы для нынешнего поколения - совершенно недоступные и непонятные. 

Помню одну из них - "Образ В.И.Ленина в произведениях В.В. Маяковского".  Помню, потому что умудрялась писать не только свое сочинение, но еще  и подсказывать однокласснице, что надо писать по этой теме. Одноклассница  по литературе и русскому языку перебивалась с "тройки" на "двойку" и поэтому нас на экзамене рассадили так, чтобы вот такие оказались рядом с теми, кто  по этим предметам имел отличные оценки.  Я потом очень пожалела, что практически за нее написала сочинение.  
 С математикой я не очень дружила и поэтому опасалась, что не смогу сдать этот экзамен. Была надежда, что одноклассница мне поможет, если вдруг где-то заторможу. Но она быстренько написала экзамен по математике и, выражаясь современным языком, свалила из спортивного зала.  По математике я получила "четверку"
   Я так же отлично сдала экзамены по литературе, истории и обществоведению.

 А я решила писать сочинение на свободную тему. Тема была сногсшибательная!  Старшее поколение поймет о чем я писала. В 1982 году в нашей стране была введена Продовольственная программа. И я в своем сочинении решила сделать анализ этой  Продовольственной программы и тема моего сочинения называлась "Продовольственная программа - всенародное  дело"

Учителя схватились за голову!  Такое нахальство со стороны 3-х девчонок, кроме меня эту тему выбрали еще две мои одноклассницы, вызвало, прямо скажем, шок у педагогов.

К нам сразу же подошли члены приемной комиссии  и началось! Шепотом нам предлагали выбрать любую другую тему. Все в то время прекрасно понимали, что  такое сочинение может сильно повлиять не только  на наши судьбы, но  судьбы наших педагогов и родных.

Педагоги не знали, что я накануне экзамена случайно нашла  в  журнале "Работница", был в то время  такой потрясающе интересный журнал, в котором была статья с таким же названием. Я практически наизусть выучила текст. Поэтому строчки  на лист бумаги у меня ложились легко.

Через 6 часов, в то время экзамен длился так долго, я вернулась домой и рухнула спать. Мама меня не трогала. 

Со страхом я ждала оценки за сочинение. Через 3 дня на подгибающихся ногах я подошла к стенду, где были выведены оценки. Напротив моей фамилии стоял оценка "5" с тремя восклицательными знаками. Такие же оценки стояли у моих одноклассниц, кто рискнул проанализировать тему Продовольственной программы. 

 Помню выпускной у дочки! Это был праздник! Было солнечно и тепло. Линейка проходила на улице. Выпускники 2010 года были очень похожи на нас - та же школьная форма, те же белые фартучки, как мы их искали по городу, это целая история! Те же белые банты и море слез! Но они все равно сильно отличались от нас, выпускников 80-х годов ХХ столетия.

 И вот выпуск 2019. Что ждет этих молодых? Трудно сказать. Дай Бог, чтобы у них все сложилось, чтобы он и сдали ЕГЭ и поступили в ВУЗы
Но это уже другая история.

14 комментариев:

  1. Наша память начала пути
    Из далёка как будто бы светит
    Только ветры, зима и дожди
    Заслоняют прямые ответы

    Я хочу рассказать про любовь,
    Про зовущее чувство надежды
    Только трудно проникнуть, покров
    Затуманил былые одежды

    Только где-то запрятана суть
    Убегающих линий пространства
    Вот она приоткрылась чуть-чуть
    В замыканьи кругов дальних странствий

    Цикл времени – тайна из тайн
    И в ступенях твоих восхождений
    Проявляются искры огня
    Лишь для нового перерожденья

    И, когда подошёл новый цикл,
    Новый путь открывает пространство
    С новой силой вибрирует мысль
    И раскроется новое царство

    Где же цель всех движений и дел?
    Сквозь туманы твоих притяжений
    Вдруг почуется новый предел
    Через давней мечты возрожденье

    Только истинный сердца магнит
    Сопрягает все жизни движенья
    И манит он тебя и хранит,
    Собирая души накопленья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, спасибо за такие светлые строчки. Читала на одном дыхании

      Удалить
    2. Мощно.
      Где же цель всех движений и дел?
      Спасибо за стихи, за мысли, за недосказанность.

      Удалить
  2. Да,Света, время сравнивать не надо:оно изменилось,причём,кардинально.Надо научиться принимать его,а это для нас,детей советской системы воспитания, ой как трудно,а порой невозможно.Спасибо за историю Последнего звонка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, да и сравнивать-то не с чем и не зачем.У каждого времени свои истории

      Удалить
  3. Светлана, спасибо за Вашу статью! Я закончила школу в далёком 1956 году с Золотой медалью. Сейчас уже не могу вспомнить, на какую тему я писала сочинение. Помню только то, что все мои одноклассницы (у нас в классе были одни девочки) писали о том, что они очень хотят поехать на целину. Я не собиралась ехать на целину и поэтому в заключении писала о чём-то другом.
    Переживала ужасно ещё и потому, что я даже не успела проверить своё сочинение. Самое интересное, что я не только получила пятёрку за сочинение, но его признали одним из лучших в городе (Ижевске).
    Что ждёт нынешних выпускников... Трудно сказать. Мне только хочется пожелать им, чтобы они нашли свою стезю в нашем непредсказуемом мире.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Ильина, я тоже не успела проверить свое сочинение и в результате было 3 ошибки - ГЛУПЫЕ! Я потом это сочинение держала в руках и увидела, где напортачила. Я переписывала его в сборник 100 лучших сочинений выпускников города. Но сама виновата, не надо было помогать однокласснице. Лучше бы проверила ошибки. Но за грамотность я получила "четверку"

      Удалить
  4. Светлана, спасибо что напомнила прекрасные школьные времена. Последний звонок, экзамены, выпускной вечер! Как давно это было, а будто вчера.

    ОтветитьУдалить
  5. У каждого времени свои приметы, свои проблемы и достижения. И очень хочется, чтобы главным в обществе оставалась человечность.
    Спасибо за воспоминание.

    ОтветитьУдалить
  6. я закончила школу в 1972 году. была торжественная линейка. Учителя говорили напутственные слова. мы благодарили учителей. выступали родители. Мы передали эстафету первоклассникам и обменялись с ними подарками.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Светочка, за воспоминание о последнем звонке. Удивляюсь, насколько твоя цепкая память помнит подробности. Я закончила школу в 1972 году. Свою, вольную тему не помню, но было что-то патриотическое. Кроме этого, были темы о Базарове и Маяковском. Но в то время патриотика не была ни смешной, ни надуманной. Мы все дышали этой гордостью за свою страну, свой народ. И тоже получила 5 за сочинение, писала всегда легко и 4 за грамотность. Где-то что-то пропустила. И последний звонок был тоже праздником: нарядным, торжественным и благодарным с лучистым взглядом в будущее.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за приятные воспоминания, Светлана, о нашем последнем звонке.
    В этом году у нас золотой юбилей нашего выпуска 1969 года. наш выпуск тоже оказался первым, выпуском, который проучился в этой школе с первого по десятый класс.

    Помню выпускной вечер, который организовали для нас наши родители и встречу рассвета после выпускного - гуляли по городу и вернулись к школе - попрощались и разбежались по домам, потому что через час нас ждал автобус, который отвез нас в горы, на берег горного озера, где мы провели прощальную неделю вместе, жили в палатках.
    Память сохранила в нас все школьные воспоминания.
    Мы в течение этих лет взрослости общались друг с другом, когда сводила жизнь, узнавали новости друг о друге ... и сейчас, в год пятидесятилетия общаемся в соц. сетях. Оставаясь в душе всё теми же мальчишками и девчонками с посеребренными весками...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вижу ошибки, а исправить не могу.... Печально, но не судите строго. Пусть мои ошибки тоже живут, раз проявились ...
      Они не испортили те добрые эмоции - воспоминания о том времени)))

      Удалить