среда, 24 апреля 2013 г.

Бессмертный полк


       
   Каждый год 9 Мая по улицам наших городов проходят ветераны Великой Отечественной войны. 

      С каждым годом их все меньше. Солдаты уходят навсегда. Пройдет десяток лет, и кого увидят наши дети на параде Победы? 
  И смогут ли они рассказать уже своим детям, листая семейный альбом, кто этот паренек в пилотке со звездочкой на пожелтевшей от времени фотографии? И что за подвиг он когда-то совершил...

        Есть долг. Чести и памяти. В наших силах его отдать. Надо сделать так, что бы ушедшие навсегда солдаты вернулись 9 Мая к нам. Вернулись наши деды и прадеды. В каждый дом, в каждую семью. К нам и нашим детям. И это возможно.
     9 мая 2012 в городе Томске, созданный по инициативе журналистов Томской медиа группы, «Бессмертный полк» в составе 6 тысяч горожан, неся почти 3 тысячи портретов солдат Великой Отечественной войны, прошел в праздничной колонне к Вечному огню.
      9 мая 2013 в нашем городе впервые пройдет акция "Бессмертный полк". Десятки молодых людей с фотографиями своих прабабушек и прадедушек, участников Великой Отечественной войны пройдут к Вечному огню, отдать долг памяти и чести, тем, кто  подарил нам тот яркий май и светлый День Победы.
   Вот и я решила рассказать о своем "Бессмертном полке", в котором близкие и дорогие мне люди: мой дед - Баташов Иван Григорьевич, Исайченко Василий Нилович, Коваленко Иван Лаврентьевич, Усольцев Прокопий Семенович и многие, многие другие, с кем свела меня судьба, чьи рассказы о боевых буднях я писала вместе со своими детьми, собирая поисковый материал.
         Это только начало. Каждый день, вплоть до 9 мая, на этой страничке будут появляться рассказы о воинах "Бессмертного полка".
     И первый мой рассказ о Коваленко Иване Лаврентьевиче. 
  Коваленко Иван Лаврентьевич, родился  13 сентября 1921 года  в деревне Чутовка Юргинского района Томской губернии.
   Из рассказов Ивана Лаврентьевича:
  "Служил я во Владивостоке, а с началом войны меня отправили под Москву на оборону на Волоколамском направлении. Приказ Сталина: «Ни шагу назад!» был для каждого бойца законом. Оборону Москвы держали намертво, а к декабрю 1941 года наши войска пошли в контрнаступление. Конная разведка, где я значился, всегда была на переднем крае боя.
      Весной 1942 года нас перебросили под Харьков во Вторые Просянки. И здесь шли бои не на жизнь, а на смерть. В одном из таких сражений я и еще один боец потеряли связь со своей часть. Ушли в разведку, а когда вернулись, то нашей части не оказалось на месте. 
   Нашу часть перебросили на другую позицию. Кругом были немцы. Сдаваться в плен не хотелось. И мы, вдвоем в течение месяца, под боком у фашистов пробирались к своим. Радости не было предела, когда я и мой товарищ, разведчик, уже под Сталинградом присоединись к своим сослуживцам.
   На всю жизнь остались в памяти бои под Великими Луками. Немцы сопротивлялись, день и ночь вели бомбежки. А своим солдатам, оказавшимся в окружении наших войск, сбрасывали продукты. Но нередко промахивались и пайки доставались советским бойцам"
   Награжден двумя орденами Отечественной войны первой и второй степени, медалями Жукова, «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За оборону Москвы», «В память 850-летия Москвы», знаком «60 лет битвы за Москву».
    
     29 августа 2012 года Ивана Лаврентьевича не стало.

Усольцев Прокопий Семенович

   Родился 08.07.1926г.  с. Алаево Юргинского района Томской губернии 
  
   Из рассказов Прокопия Семеновича: 

     "Когда война началась, все мужики на фронт ушли, мы за старших в селе остались. Когда мужики уходили, крик у сельсовета стоял, бабы в голос кричали, детишки им подвывали, а мы, пацаненки, в стайку сбились, руки в кулаки сжали да слезы глотали.

    17-ти лет меня забрали в армию. Приехал военный, собрали нас, молодежь, у сельсовета. Матери черные стояли, у многих уже мужья и старшие сыновья погибли, вот и нас стали подгребать. Загрузили в телегу и в Юргу, на станцию, там военкомат был. 

       Попал я в Винницкую область. Бои там страшные шли. Бомбили постоянно, немец-то он аккуратный был: бомбил по расписанию. Вот вожмешься в эту землю и думаешь: чтобы только не попало. 
    
     А бомбы воют, этот вой в землю тебя так и вжимает. Молодые мы были, считай мне только восемнадцатый шел, и таких как я много было. Кто бесшабашный был, тот сразу же погибал, а те, кто поосторожней был, тот как-то приспосабливался. 
   
     Леса после бомбежек горели сильно, вместо воздуха - копоть да дым, а еще в атаку идти надо, приказ командира, а когда немец после бомбежки на тебя прет, а у тебя патронов раз, два и обчелся, вот тогда и дух некогда перевести. 
        
     Ходили в рукопашную, кто кого: или он тебя, или ты его, а убивать всегда страшно. Идешь в бой, а у самого только мысли, чтобы не ранило, не убило.

   Позже я уже за баранку машины сел. Поколесил по дорогам. Наши тогда уже фашистов погнали, мы только за ними поспевали. 
  
  Порой едешь по дороге, где только бои кончились и волосы дыбом. Фашисты ведь никого не жалели, ни детей, ни женщин. Вот по такой дороге продвигаешься, а она вся трупами усыпана, вместо деревень - выжженная пустота. 
      Дороги войны - страшные дороги. Сидишь за баранкой, а рядом автомат, кто знает, откуда немец вынырнет. 
    Стали их гнать, они по лесам и побежали. А еще страшнее, когда по обочинам и немцы и наши вперемешку грудами лежат, приказ ведь был: не отступать, брать населенные пункты любой ценой, вот и шли на смерть. 
     Где руки, где ноги, а где просто голова, танки покореженные, машины сгоревшие, копоть, гарь. Это в песне поется, что пуля - дура. В жизни-то совсем другое. Сколько парней полегло от этой пули.
    Константин Константинович Рокоссовский часто в нашей части останавливался. Мы в это время уже в Польше стояли. 
       Любили его солдаты за внимание и доброту. Не брезговал за стол сесть с нами, солдатами, отведать, чем нас кормят. Возмущался, если ему предлагали отдельный столик и отдельное питание, поэтому, когда он приезжал, дежурные уже знали, что сядет вместе с солдатами за стол и будет кушать вместе с ними.
Про дом разговаривали, про жизнь довоенную, о будущем спрашивал, мы-то ребята еще молодые были, только войну и видели, в мирной жизни и девушку-то многие поцеловать не успели. В те времена с этим строго было. Вот и мечтали, что домой вернемся, девушку хорошую найдем, семью создадим, детей нарожаем, мирно жить будем, и войны никогда не будет.
Рокоссовский был настоящий командир, не в пример нонешним. Подтянутый, пуговицы все застегнуты, и от нас такой же порядок в одежде требовал, мы тут же, ежели что не так, старались на глаза не попадаться, не любил он нерях. Некоторые начальники его не очень любили, справедливый был, за простого солдата - горой. Наши ждали его прихода. Тут же в столовой молодежь собиралась, про положение на фронте спрашивали, вопросы задавали про Москву, про то, как там дома, в России.
А еще примета была, ежели Рокоссовский приехал, значит ждать наступления. Сам лично все проверял, с молодыми разговаривал, особенно с теми, кто в пополнении прибыл, молодежь тогда всё необстрелянная шла, собирали их скопом, два-три месяца на обучение, и на фронт. Чего с такого возьмешь? Вот и поднимали боевой дух такими беседами.
- Сейчас в армии нередки случаи дедовщины. А как было с этим в то время?
Дедовщины у нас не было, да и война шла. Это сейчас разгильдяйство пошло - никто ни за что не отвечает, и никто никому не подчиняется. А тогда командир на день раз десять остановит, проверит, все ли в порядке, как портянки у новобранцев намотаны, мы ведь за день километров шестьдесят могли намотать, а если дороги разбитые, то сутками из машины не вылазили. Да и мы друг другу помогали, кто добрым советом, а чаще помогали делом. У нас всегда с собой что-нибудь было - сухарь, кусочек сахара. Делились и этим. Бои порой сутками шли, а в распутицу да по размытым дорогам кухня могла и неделю не подойти. Да и патроны порой сутками не подвозили, вот и старались обстрелянные молодых вперед не пускать, хотя были такие, что вперед рвались. 
    Но они быстро погибали, в первых же боях. Трусов и предателей среди нас не было. В бой шли за Родину, тогда это было святое."
    Награжден орденом Отечественной войны II степени в честь 40-летия Победы. 

Прокопия Семеноввича не стало 23 марта 2013 года.

 Баташов Иван Григорьевич

 Баташов Иван Григоревич, родился 17.12.1918 г. в с. Васильево Ковернирнского района Горьковской области.

  Бывший парторг 153-го гвардейского  артиллерийского полка 73-й гв. СД,  подполковник в отставке.
     
Баташов Иван Григорьевич - мой дед. Для меня он всегда был примером.
  
 Из его воспоминаний: " 153-й (214-й) гвардейский Уразовский ордена Кутузова 3-й степени артиллерийский полк имеет славную боевую историю. 

    В районе станции Воропоново немцы оказывали сильное сопротивление нашим наступающим подразделениям не раз переходили в контратаки. 
    
     С наблюдательного пункта невозможно было обнаружить вражеские батареи в глубине немецкой обороны. 
      
      Тогда коммунист Васюнин вместе с радистом садится на один из наших танков, устремившихся на прорыв, и по рации корректирует огонь по вражеским батареям, что существенно помогло нашей пехоте продвигаться вперед и порваться на станцию. В этом бою Федор Васильевич погиб.


     Мне запомнился мужественный образ парторга 3-го дивизиона Алексея Ивановича Юдина, добровольцем ушедшего на фронт. 

       Этот большой души человек не расставался с кисетом, всегда наполненным махоркой. Сам закурит и других угостит. Особенно он любил молодых бойцов, передавал им свой боевой опыт, а когда завязывался бой - вместе с расчетом в вел из орудий огонь по врагу. 

      Вспоминаю, как в начале октября 1943 года немцы в который раз попытались сбросить части полка в Днепр. Лавина до 50 танков, прорвавшись через порядки стрелковых подразделений, обрушила огонь на батареи нашего полка. Коммунисты и здесь показывали пример выдержки и стойкости. 

      Более пяти миллионов советских патриотов пополнили ряды Коммунистической партии в годы войны, В их числе более 430 – воины нашего полка. «Хочу идти в бой коммунистом!» - эти ставшие легендарными слова родились на полях кровопролитных сражений, когда решалась судьба нашей Родины.

           Баташов Иван Григорьевич умер 13 августа 1988 года.


 Воробьев Евдокии Васильевич

         30.07.1912 – 17.05.1988 



Я прадеда не знала своего                                             
Когда я появилась, 
а он уже ушел...
На фотографию 
я прадеда смотрю
И взгляд задумчивый 
его ловлю.

Как будто хочет 
он мне рассказать
Про то, как воевал он за меня.
На пиджаке у прадеда висят
Награды. В руки я могу их взять.

Вот — ордена, а вот - медаль,
Да не одна… И надпись я прочла,
И выбрала одну: «За отвагу!», 
                                       данная ему,
За что он награду получил?
                                                                                                        
А вечером мне бабушка сказала
Она папу своего ведь лучше знала,
Что четырех детишек и жену,
Оставил он, собравшись на войну.

Что на войне попал он в окруженье,
Что ранен был и что ослеп в сраженье.
И в ночь осеннюю он делал переправу
По Висле ледяной со всем своим отрядом
И что шинель, покрывшаяся льдом
Сушилась на плечах солдатских днем.

И как бежал по полю, чтобы проверить:
Не заминировал ли враг песчаный берег.
Так вот за что награду получил!
Не только за отвагу медаль он получил,
Есть у него два ордена,
Медалей нам не счесть.

У каждой награды есть своя история,
И не одной не хвастал прадед мой родной
Я чту и горжусь прадедом своим,
Он героем стал для всей родни.

Автор стихотворения - Ирина Ивченко, правнучка Воробьева Евдокима Васильевича


Арутюнян Арсен Арутюнович


   Немало подвигов совершили воины батальона капитана В.С.Липодаева. 

    Командир роты капитан А.Н.Богданов трофейным фаустпатроном  подбил фашистский «тигр». 

     Минометчик, рядовой Арсен Арутюнян был ранен, остался у миномета один, но продолжал вести огонь по врагу. За этот подвиг отважный воин был награжден орденом Славы 2 степени.

     26 апреля дивизия штурмовала  кварталы в районе сплетения улиц Блюмен, Валльтер-театрштрассе и Александерштрассе, но за день  продвинулась всего на 600м. 

   Ожесточенный бой  разгорелся на Александерштрассе. Более 2 пехотных рот предприняли несколько контр атак на боевые порядки 1010 полка.

   Расчеты минометов под командованием сержантов А.Ф. Сивашова, А.А.Арутюняна и рядового А.Т.Орла. затаскивали минометы наверх и били  по гитлеровцам через окна и проломы. Отразив с помощью артиллерии и подоспевших танков вражеские контратаки, 1010-й полк пересек Александерштрассе.

Агренич Евгения Яковлевна



Родилась 07.01.1923г.в г.Ботоголе Красноярского края.

Награждена:  Орден Великой Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Японией».

С 1941 года по 1946 год Евгения Яковлевна  проходила службу в командном составе корабля связисткой на острове Русский. 

Однажды перехватила вражескую шифровку, что готовится десантная высадка на остров Русский. 

Евгения эту информацию расшифровала и доложила своему командному составу. Советский морской десант высадился первым, опередив японцев – самураев на несколько минут, не допустив врага на нашу территорию. 

За это Евгения Яковлевна была представлена к правительственной награде.

1 комментарий:

  1. Красивые люди, красивые лица, красивая и трудная судьба! Ваш собирательский труд - неоценим. Главное, чтобы помнили.

    ОтветитьУдалить