воскресенье, 17 июля 2016 г.

Тайна поезда Победителей

       21 июля 1945 года. Москва, Белорусский вокзал.
    
  Через 73 дня после окончания Великой Отечественной войны в Москву из Берлина прибыл первый поезд с Победителями.


    Сотни тысяч ликующих людей встречали солдат, которые наконец-то вернулись на родину. 
   

   Еще 23 июня, накануне Парада Победы, Верховный Совет СССР принял Закон о демобилизации. Увольнению с воинской службы прежде всего подлежали военнослужащие старшего возраста — не моложе 40 лет. Фронтовики, которых первыми встречала страна, были в основном зрелые мужчины, испытанные жизнью, прошедшие всю войну. Таков был образ солдата-победителя.
       
   В Москве воинов, разгромивших фашистские полчища, ждал Белорусский вокзал. Интересно, что и раньше здесь проходили торжественные встречи победителей. В 1814 году у Тверской заставы, на месте современной Белорусской площади, была сооружена триумфальная арка. Через нее маршировали русские полки, вернувшиеся из Франции после победы над Наполеоном. Затем вместо временной деревянной появилась монументальная каменная Триумфальная арка. В 1936 году ее снесли и восстановили потом на нынешнем месте — на Кутузовском проспекте около Поклонной горы.
      
   Справедливости ради надо сказать, что первый эшелон с победителями встречали в Москве все же не на Белорусском вокзале. 17 июля 1945 года состав с фронтовиками пришел на Ржевский вокзал (в 1946 году переименованный в Рижский). И только через четыре дня, 21 июля, эшелон с демобилизованными москвичами прибыл на Белорусский вокзал. Тем не менее, именно Белорусский вокзал стал местом главной, триумфальной встречи победителей. 

   
Конечно, Белорусский вокзал заслуживал того, чтобы стать вокзалом Победы. В памяти москвичей именно он олицетворял героизм и трагедию военных лет. Отсюда на запад ежедневно отправлялись десятки переполненных эшелонов. На его перроне была впервые исполнена ставшая символом песня «Священная война». Очень многим из тех, кто уходил на фронт с Белорусского вокзала, не суждено было вернуться назад. Представлялось справедливым, что именно здесь и будет главная встреча тех, кто вернулся с Победой.

   Но почему же все-таки первый поезд с победителями прибыл на Ржевский вокзал? Дело не только в том, что из Прибалтики до Москвы путь короче, чем из Германии. 

   С самого начала именно Белорусский вокзал готовили для первой встречи фронтовиков, тех, кто штурмом брал вражескую столицу. 

   Газеты уже опубликовали репортажи о том, как 10 июля первый эшелон с демобилизованными участниками битвы за Берлин отправляется из Германии в Москву. 

     Прибыл он на Белорусский вокзал только через две недели. Четкий график возвращения демобилизованных солдат сорвала готовившаяся в строгой тайне поездка Сталина на конференцию в Потсдам. 

     Эшелоны были надолго задержаны для того, чтобы по освобожденному и тщательно проверенному пути мог стремительно проследовать сталинский спецпоезд.

     А для простых москвичей наступило первое послевоенное лето. С 1 июля 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР восстанавливался порядок предоставления рабочим и служащим отпусков, отмененных в военное время. Право на отдых — это звучало как что-то невообразимое. А  работы, впрочем, было непочатый край. 







6 комментариев:

  1. Спасибо за интересный пост. Но не для всех война закончилась в мае. Много эшелонов отправлялось на восток, чтоб нанести удар Японии.

    ОтветитьУдалить
  2. Вечная тема войны и мира. Только с годами начинаешь понимать, какую страшную войну прошли наши деды. Все почести и слава им! Спасибо, Светлана за пост.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за интересный пост, Светлана!

    ОтветитьУдалить