понедельник, 26 января 2015 г.

Над Бабьим Яром памятников нет...

Не так часто можно услышать и прочитать о трагедии, произошедшей с еврейским народом в годы II Мировой войны, о Холокосте. 

Казалось бы, в нашей многонациональной стране эта тема, наравне с другими, должна была бы занять ведущее место в воспитании толерантной личности, о которой в последнее время так много говорят и приводят примеры из различных государственных образований:  деревень, городов, а иногда даже из областей, об идеальном сосуществовании в данном субъекте нашего государства людей разных национальностей.


  Почему я выбрала именно эту тему и почему я так хочу, чтобы об этой трагедии знали не только люди еврейской национальности? 

Мои предки из Хохломы, из самого сердца России, и, казалось бы, чего бы ради я стала бы говорить о Холокососте, а почему бы не обратила внимание на геноцид армянского народа, насильственную депортацию немцев Поволжья в 1941 - 1943 гг. или же чеченцев сюда, к нам, в Сибирь и в Казахстан в 1944 году, о штрафбате, и еще о многом другом, о чем как-то не принято говорить в нашем государстве много и часто?! 

Ведь это тоже огромные черные пятна и дыры в истории нашей многонациональной державы.

Запретный плод, как известно, вкусен, и поэтому мне очень захотелось вкусить этого запрета. 

Знакомясь с этими людьми, а в нашем городе живет и работает большое количество замечательных врачей, учителей, инженеров, работников градообразующего предприятия, я обратила внимание на то отношение, на те чувства, которые испытывают они, говоря о потрясающей истории своего народа, о традициях, которые поддерживаются в их семьях. 

Мне посчастливилось побывать на церемонии Дня Трепета. Это День памяти о 6-ти миллионах евреях, сожженных в пламени в годы II Мировой войны. 

Честно скажу, что меня до глубины души потрясла искренность рассказов тех, чьи родители, бабушки и дедушки, близкие родственники были расстреляны в Бабьем Яру, которые чудом остались живы, выбравшись по телам умирающих близких и родных спустя несколько часов после расстрела, о концлагерях, и о том, как их укрывали от гибели, рискуя собственной жизнью, люди разных национальностей. 

Как их, «жидов», да простят мне этот термин, приняли здесь, в нашем тогда еще не существующем на карте, городе. 

Как спасал от голода и холода в нашем промозглом месте молодых немцев, русских, украинцев, белорусов, чеченцев еврей  Б.И.Райкин, брат известного и любимого артиста А.И.Райкина. 

Эта легенда, а может и быль,  или реальность, к сожалению, нам так и не удалось установить подлинность этих рассказов, живет в сердцах старшего поколения нашего города.

Почти 32 года я работаю в школе, бывала и сама проводила за это время разные показушные и не очень мероприятия, посвященные различным датам нашего государства, куда сгонялись десятки, для массовости, не желающих слушать и не понимающих, зачем их сюда притащили, молодых людей. 

Да простит меня старшее поколение, я с великим уважением отношусь к их действительно беспрецедентному подвигу во имя будущего, но то, что я на протяжении многих лет слышу от них, порой напоминает низкокачественную пародию на ту действительность, которая окружала их в их время. 

За много лет я ни разу от этих людей не услышала, что было мучительно страшно убивать, что молили Бога, чтобы только не на передовую, бежали с фронта, потому что здесь, в тылу от непомерного труда и голодухи, погибали близкие и родные люди, что в блокадном Ленинграде люди едят друг друга и от этого сходят с ума, а в нашем городе достаточно тех, кто пережил все это!!!

Впервые мы и наши воспитанники услышали жуткую правду о концлагерях и детях, которые там находились, когда появилась идея написать книгу «Между адом и ... адом». 

Плакали и мы, взрослые люди, и они, наши дети, и старики, прошедшие весь ужас Освенцима, Маутхаузена и других многочисленных концлагерей, щедро разбросанных на огромной временно оккупированной территории не только Советского Союза, но и Западной Европы.

Плакали навзрыд, утирали слезы ладошкой, потому что слышать то, что слышали мы в скорбной тишине и воспринимать все услышанное человеку с нормальной психикой невозможно. 

Вот тогда в глазах наших «неуправляемых» детей я впервые увидела то, что увидела у моих друзей на церемонии Дня трепета – ха - Йом-ха-Шоа - осмысленное понимание, о чем говорится, потрясение и искреннее уважение к этим людям. А еще впервые у этих неподдающихся воспитанию, в принятом у нас понимании, ребят в глазах стоял вопрос: за что и почему?

Изучая историю и трагедию Холокоста, я тоже пыталась ответить себе на вопрос: почему я, русская, порой подвергаюсь оскорблениям со стороны своих же русских только за то, что имею свое собственное мнение по поводу межнациональных отношений в нашем городе, осмелилась успешно учиться в Открытом Университете Израиля и окончила его с Золотой медалью, и не скрываю своей симпатии к истории этого народа и тем людям еврейской национальности, с которыми я имею честь общаться.

Увы и ах! Так и не нашла.

5 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ГА ООН) приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.
Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.



7 комментариев:

  1. Да....действительно...и это так!!!! И наша молодежь, вообще этого не знает.....это далекая история....
    Прекрасная статья......заставляет задуматься....

    ОтветитьУдалить
  2. Как трогательно! Этого мы не должны забывать никогда!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Страшная реальность, которая забывается.

    ОтветитьУдалить
  4. Этого никто и никогда не должен забывать. Спасибо вам Светлана.

    ОтветитьУдалить
  5. Трагедия, которая никогда не должна повториться. Спасибо за пост, который трогает и душу, и сердце.

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана, я полностью разделяю Ваши взгляды и чувства по отношению к этой проблеме. Памятник погибшим евреям во время Войны, подобный опубликованному здесь, есть недалеко от моего дома в Минске! Невозможно смотреть на эти фигуры из металла и осознавать, что чувствовали эти люди тогда ...

    ОтветитьУдалить

  7. Может потому и забываем, что слишком страшно это помнить ? Я человек впечатлительный и всегда, когда смотрю передачи о ВОВ и о геноциде испытываю именно ТРЕПЕТ и холодный ужас от понимания того, что это было на самом деле. Но надо помнить, что бы не повторить.

    ОтветитьУдалить