воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Детство, опаленное войной


 "Детство, опаленное войной"- рассказ о замечательном педагоге, учителе математики, написанный Ни Владиславом, я сегодня не случайно поместила сюда. 

 Галине Михайловне сегодня 75 лет. Я присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые сегодня звучат в ее адрес. 

 "Этот рассказ я посвящаю своей бабушке, Учителю с большой буквы,  воспитавшей не одно поколение врачей, учителей, рабочих, ученых - Муравьевой Галине Михайловне. 

 Ровно 51 год она отдала своему любимому делу - обучению математике вихрастых мальчишек и смешливых девчонок. 

 Труд бабушки отмечен званием «Отличник народного просвещения» и медалями «За достойное воспитание детей» и «За служение Кузбассу».

  В нашей семье хранятся подлинные вещи того времени, о котором пойдет повествование, хранящие память прикосновений участников описываемых событий.

   Итак,  я начинаю.
   Моя бабушка, Муравьева Галина Михайловна, в девичестве Попырина, родилась 16.12.37 года в городе Приволжск Ивановской области. В 1938 году семья переехала в г. Фурманов.

   О том времени бабушка рассказала следующее:

 «Мне было 3,5 года, когда началась война. На войну ушли отец и 2 его брата, мужья всех 3-х сестер, а вот вернулись не все: погиб мой отец и муж старшей сестры. 

   У меня до сих пор в памяти, как мама получила посылку с фронта, когда погиб отец. Вскрыли, а там отцова одежда, телогрейка,  он подорвался на мине. Так вот в том месте, где взрыв произошел, все разорвано и в крови. 

    Мать так на пол и упала в рыданиях. Соседки кое-как водой отпоили. Мы-то хоть и малы были и то поняли, что что-то случилось страшное. Папа погиб в 1943 году, в деревне Майдановка Киевской области. На месте его гибели был установлен памятник. 

   Комсомольская организация того села долго вела переписку с моей старшей сестрой. За памятником ухаживали, сестра и брат приезжали на место захоронения. 

  Письма от отца ждали с нетерпением, раз пишет, значит жив. А какие это письма были! Несколько из них сохранилось, почитай их на досуге. Всего несколько строчек, а столько сказано: и любовь к нам и маме, и уверенность в том, что скоро погонят врага, наступит Победа, и все вернутся домой, к семьям.

   Вот одно из них. С фронта оно было отправлено 26.0242 года. Это видно по штемпелю военной почты:
Шлю привет дочурке и ее целую,
Пусть она со мной в разлуке крепко не горюет,
Я своею грудью защищаю Галю
И всю семью нашу: Нину Вову, Маму.
Мы все папы вместе здесь стоим на страже
И фашистов гоним
С Родины нашей
Галя вместе с мамой и
Со всеми вместе
Ждите и дождитесь вы
Счастливой вести!
Скоро день настанет и прогонит ночь,
Я вернусь с Победой,
Поцелую дочь».

  Но не случилось. Вот только его письма остались на память.

   В 1941 году родился еще один мой  брат. Отец очень хотел сына, но так и не увидел  его. Вот и осталась наша мама с нами, с тремя, мал - мала - меньше. 

 Жить в городе в военное время с тремя детишками невозможно. Вот и решила мама перебраться в деревню, к свекру. Да только и там своих хватало. Спали и на полу, и на полатях, да еще и эвакуированных подселяли. В таких условиях жили все.


 40-е годы, предвоенные, были очень урожайными, колхозники заработали много трудодней, да и богатый урожай хлеба, овощей собрали, поэтому как-то первые три первых военных года голода не чувствовали. 

   А потом, конечно, каждый свободный уголок земли засеивали, кто, чем мог. Все шло для фронта, для Победы. Земли все не хватало. Давали по 40 соток на семью, это все впритык: и огород, и покос, и баня, и дом, и сарай. Но и это считалось большим счастьем. Жить-то надо было!

  Ребятишки во всем взрослым помогали. Зимой - за скотиной ухаживали, дрова возили, летом - пасли лошадей, ребята  постарше в пойму реки Солоница уходили, поливали грядки, работали на обмолоте зерна, волокушами солому собирали. 

  Работа эта выматывала, руки в мозолях были, да еще взрослых-то мужиков в деревне не осталось, старики, женщины с малыми детьми, да калеки, да и тех раз, два и обчелся. Хотя и жалели ребятишек, все-таки понимали, что это дети.

  А развлечения были - в кино сходить раз в месяц, когда кинопередвижка приезжала, да в библиотеке книги взять. Кино - это было любимое и для детей и для взрослых. В клуб народа набивалось до отказа. 

 Ребятишки крутили ручку Динамо-машины, чтобы электричество было и можно было смотреть фильм. Любили фильм про Зою Космодемьянскую. Тишина в клубе стояла мертвая. Мы гордились Зоей, старались быть на нее быть похожими. 

  Страшно, что сейчас это имя всеми силами стараются вычеркнуть из нашей истории, да не только Зою, но и многих других известных и неизвестных героев, мальчиков и девочек, на чьих плечах была наша Победа.

  Приемников не было, их сразу после начала войны поотбирали. Сводки с фронта узнавали в сельсовете, туда звонили из города. Ждали, когда начнут наши наступать.

  Я пошла учиться в школу в 1944 году. Тетрадей не было. Писали на полях старых газет и книг. Вместо ручек и карандашей у нас были малиновые веточки с железными перьями. А чернила были из химических карандашей. Разводили в воде стерженек, заливали в пузырьки и носили с собой.

  Ламп тоже почти не было, зимними вечерами комнату освещали «гасиком». В пузырек наливали керосин, из жести делали стерженек, в который вставляли фитиль  и подвешивали над столом. И вот под этим освещением все дети садились за уроки. 

 Первоклашек было в деревне 8 человек. Букварь один на всю деревню. Устанавливали очередь: один прочитал, тут же передает другому. И так каждый день.

  Спасала библиотека. Книги и дети, и взрослые  читали запоем, а еще «Пионерскую правду», была тогда такая очень интересная детская газета. Там печатались рассказы с продолжением, и мы ждали эту газету с огромным нетерпением. 

  Одна повесть врезался мне в память, и я до сих пор помню ее содержание. Это про наших моряков, которые, рискуя жизнью, помогли найти немецкую подводную лодку, которая не давала нашим кораблям зайти в бухту.  

  Ее никак не могли обнаружить, в каком месте она находится и как она туда попадает. Одному из советских моряков удалось выплыть из пещеры, где находились наши моряки. 

 Его подняли без сознания на борт нашего корабля. И вот пока он был без сознания, он постоянно выстукивал следующую фразу: «Пока горит огонь, она в бухте». 

  Оказалось, что пока в пещере горит огонь, немецкая подводная лодка находится в бухте и ее можно уничтожить.

  Мы сгорали от нетерпения: а что там будет дальше? «Пионерская правда» для нас была таким советчиком и помощником, мы через нее как бы общались с другими ребятами. 

 Там печатались не только рассказы с продолжением, а еще письма ребят, стихи. Сейчас уже нет таких детских газет. Я считаю, что «Пионерская правда» воспитала много хороших людей в нашей стране.

 Народ у нас был дружный. Друг другу помогали. Если праздник  - так вся деревня гуляла, а если уж работа, то от зари и до зари все в поле. И никто при этом не жаловался на усталость или еще на что-нибудь.

  И моего мужа - Валерия Васильевича, твоего дедушку, тоже можно назвать ребенком войны. Его детство тоже пришлось на военные годы. 

  Его семья жила в соседней  деревне. В 1941 году отца забрали на фронт, и он погиб. Мать осталась с четырьмя детьми на руках. Начальную школу твой дедушка окончил в одной из близ  лежащих деревень, а вот дальше пришлось учиться в школе за 8 километров от дома. 

  Учились два брата - старший и младший. А обувь была одна на двоих. Вот приходилось одному утром уходить в ботинках в школу, а домой возвращаться босиком. Переодевались посредине дороги в школу: один шел с первой смены, другой - во вторую.

  Тяжелым был 1946 год. Первый послевоенный год выдался неурожайным, подбирали все подчистую. Мама, чтобы мы не были голодными, пекла нам лепешки из ячменя. А еще мы собирали картошку промороженную. Вот из этого пекли лепешки. Мы их «тошнотиками» называли. От них сильно тошнило, все же гнилое было. Вот таким было моим детство».

  Мои бабушка и дедушка - замечательные люди, и я горжусь ими. История нашего государства пишется и писалось вот такими людьми и поэтому наша Россия всегда будет сильным и могучим государством."

  Галине Михайловне сегодня 75 лет! Я от души поздравляю этого замечательного педагога с Днем рождения. Долголетия, любви и уважения всех окружающих.

2 комментария:

  1. Галина Михайловна! Здоровья вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень тронута рассказом о памяти самых близких людей! Здоровья Вам дорогая незнакомая Галина Михайловна! Живите долго!

    ОтветитьУдалить